Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок-турнир « Путешествие по Руси ( IX -XVI вв.)»

Тип: обобщение и систематизация исторических знаний
Форма: урок-турнир
Цели:
  • повторить пройденный материал, выявить уровень знаний и степень усвоения материала;
  • продолжить работу по формированию коммуникативных навыков обучающихся, умения применять знания в нестандартных ситуациях;
  • содействовать развитию мышления, памяти, творческих способностей обучающихся;
  • пособствовать воспитанию чувства уважения к историческому прошлому страны;
  • пробуждать интерес к предмету
  • Оборудование: карточки с названиями команд, заданиями, карточки с номерами, портреты исторических деятелей данного периода, иллюстрации, жетоны, настенные карты « Киевская Русь в IX –XII вв», «Период феодальной раздробленности»
    Система оценок: успехи команд оцениваются в баллах. За удачные ответы участники турнира получают соответствующее количество жетонов, имитирующих монеты XVI  столетия:
    0,25 балла – полушка ( монета с изображением птицы);
    0,5 балла – деньга (московка, монета с изображением всадника, вооруженного мечом);
    1 балл – копейка (новгородка, монета с изображением всадника с копьем);
    3 балла – алтын;
    10 баллов – гривенник.
    Ход урока
    I. Огранизационный момент
    II. Вводное слово учителя. Сообщение целей урока, правил турнира
    Команды сообщает свое название.
    Конкурс 1. «Вспомогательные исторические дисциплины."
    Командам даны карточки с вопросами и заготовками к ответам за каждый верный ответ команда может заработать 1 балл.
    1-ой команде.
    1.Наука о монетах
    н*********а
    (нумизматика)
    2.Наука о жизни людей в прошлом, настоящем и будущем
    и*****я
    (история)
    3.Наука о происхождении географических названий, раздел ономастики
    т********а
    (топонимика)
    4.Наука о печатях
    с*********а
    (сфрагистика)
    5.Наука о системе мер, денежного счета, налогообложении
    м********я
    (метрология)   
    2-ой команде
    1.Наука, изучающая жизнь людей по вещественным историческим источникам
    а********я
    (археология)
    2.Наука о внешних признаках рукописных и печатных источниках в их историческом развитии
    п*********я
    (палеография)
    3. Наука о гербах
    г********а
    (геральдика)
    4.Наука о родословной
    г********я
    (генеалогия)
    5.Наука о флагах
    в***********я
    (вексиллология) 
    Конкурс 2 «Вопрос-ответ».
    А. « Начало Руси» (с использованием карты)

    Команды поочередно отвечают на вопросы ведущего. За каждый правильный ответ —1балл. Если команда дает неверный ответ, то возможность выполнить задание получает другая команда, за что может получить 0,5 баллов. Для ответов на вопросы с использованием карты (№1 первой команде и №3 второй команде) приготовлены карточки с номерами 1, 2, 3, которые они должны поместить на карте в соответствии с предложенным вопросом и предполагаемым ответом За это могут получить по 0,25 б.

    1-ой команде
    1.На какие 3 ветви делятся все славяне (западные, восточные, южные).
    Разместите на карте номера 1,2,3, соответствующие местам расселения восточных, западных, южных славян
    2. Частью какой общности народов являются славяне (индоевропейцы)
    3. Перечислите основные занятия славян (земледелие: подсечно-огневое, пашенное, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество, ремесло)
    4. Религия древних славян (язычество)
    5. Общественное устройство восточных славян до государственного периода (патриархальная семья, военная демократия)

    2-ой команде
    1.К какой языковой группе относятся русские, украинцы, белорусы (восточные славяне)
    2. Переход от присваивающего хозяйства к производящему, т.е. появление земледелия и скотоводства (неолитическая революция)
    3. Назовите известные вам союзы племен восточных славян. Разместите на карте № 1,2,3, соответствующие местам расселения полян, древлян, тиверцев (поляне, словене, древляне, дреговичи, тиверцы, волыняне, бужане и др.)
    4. Кто являлся основоположником славянской азбуки (Кирилл и Мефодий)
    5. Кто является основателем династии русских князей. Когда она была основана? (Рюрик, 862 г )
    Конкурс 3. «Феодальной раздробленности » (с использованием карты)

    1-ой команде
    1.Первая русская летопись, дошедшая до нас. Кем и когда создана? («Повесть временных лет», Нестор, 12 в)
    2. Назовите и покажите на карте 2 прогосударственных центра Киевской Руси (Киев, Новгород)
    3. В чем суть норманнской теории? (Славяне не способны были создать государство)
    4. Этот князь вел активную внешнюю политику, «Иду на вы» - объявлял своим противникам, по преданию, из его черепа печенеги сделали чашу (Святослав)
    5. Погиб от древлян в 945 г. (Игорь)
    6. Кто и в каком году крестил Русь ? (Владимир, 988)
    7.При каком князе положено начало русского письменного законодательства и как назывались русские законы того времени? (Ярослав Мудрый, «Русская Правда»)
    8.Что такое вотчина? (Земля, передаваемая по наследству; наследственное держание земли)
    9. . Что значит вертикальный и горизонтальный порядок наследования? (От отца к сыну; следующему по старшинству брату- введен Ярославом Мудрым)
    10. Каковы хронологические рамки периода феодальной раздробленности? (IX-XV вв)

    2-ой команде
    1.Как называют государство, созданное восточными славянами в IX веке? (Киевская Русь)
    2. Он сделал Киев столицей, называли его Вещим, умер от коня. Когда правил? (Олег, 982-912)
    3. Какой город называли «матерью русских городов»? (Киев)
    4. Что сделала Ольга после того, как отомстила за смерть мужа князя Игоря? (Установила норму дани – уроки, погосты, повоз-сбор дани)
    5. При нем развивалась культура, построены Софийский собор, Золотые ворота, первая библиотека, основан г. Юрьев. Когда правил? (Ярослав,1019-1054 )
    6.По каким рекам проходил путь из варяг в греки, соединявший Балтийское и Черное моря? (Нева, Волхов, Днепр)
    7. В чем состояло значение Крещения Руси? (Развитие культуры, новая мораль, повышение авторитета и пр)
    8. Что такое поместье? (Земля, даваемая за несение военной службы)
    9.Первые русские святые, символ непротивления насилию (Борис и Глеб)
    10. Период создания централизованного государства ? (15-н.16 вв)
    Конкурс 4. Исторические лица

    Учитель, задавая вопрос, демонстрирует портреты в «Презентации». Можно дополнительно спросить даты, связанные с персоналиями. За каждый правильный ответ – 1 балл.
     1. «Много поту утер за землю русскую»,- говорил о нем летописец. (Александр Невский)
    2. Его на Руси прозвали «денежным мешком» (Иван I Калита )
    3. Правитель какого огромного по территории государства жил в «Сарае»? (Правитель Золотой Орды. Столица этого государства находилась на Волге и называлась Сарай – Бату)
    4. «Что умеете, того не забывайте доброго, а чего не умеете, учитесь» - наставлял он, в 1111 г. организовал крестовый поход на половцев. (Владимир Мономах, «Поучение детям»)
    5. Им поставлен памятник, созданный Мартосом, на Красной площади в Москве за освобождение. (Дм.Пожарский, К.Минин)
    6. Куда ты ведешь нас? Не видно ни зги…
    Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
    Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега
    Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
    Но тем Михаила тебе не спасти!
    К.Рылеев («Иван Сусанин»)

    7. С вождем покой в объятьях сна
    Дружина храбрая вкушала,
    С Кучумом буря лишь одна
    На их погибель не дремала.
    Страшась вступать с героем в бой,
    Прокрался тайною тропой,
    Татар толпами окруженный ……,
    Покоритель Сибири (Ермак)

    8.Мало книг у нас в народе,
    Книги пишутся пером,
    Дни и месяцы проходят
    За медлительным трудом…
    Я освоил способ новый
    Из металла буквы лить,
    Чтоб написанное слово
    Напечатанным сменить (Иван Федоров, 1564)

    9. Какой русский царь умер за игрой в шахматы? (Иван Грозный)
    10. Собиратель земли русской, великий князь всея Руси, построивший краснокаменный Кремль, женившийся на последней византийской принцессе Софье Палеолог (Иван III)
    Конкурс 5. «Пантомим»

    Капитаны назначают для участия в конкурсе по 3 представителя. Каждый из них вытягивает карточку с заданием того, что ему следует изобразить, для того чтобы остальные члены команды отгадали, о чем или о ком идет речь. Команда может заработать максимум по 9 баллов.

         
  • «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»
         
  • «Щи да каша – пища наша»
         
  • «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»
         
  • «Работать спустя рукава»
  • Конкурс 6. «Верю-неверю»

    Ведущий по очереди сообщает информацию, а команды – соглашаются с ней или нет (поднимают таблички). За каждое верное совпадение зарабатывают по 1 баллу.

        1. Иван IV Грозный одержал победу в Ливонской войне, завоевал в Балтийское море. (Нет)
        2. Целых 100 лет монголо-татары угнетали Русское государства. (Нет)
        3. Опричнина была введена и для укрепления власти (Да)
        4. Первым венчанным царем был Иван Третий (Нет, Иван Грозный, 1547)
        5. Город Тарту на территории современной Эстонии был основан Ярославом Мудрым (Да, г. Юрьев, Дерпт – это прежние названия г.Тарту)
        6. Серебряная копейка создана во время регенства Елены Глинской (Да)
    Конкурс 7. «В гостях у Хроноса»

    Капитаны и члены команд одновременно выполняют разные задания. Капитаны могут заработать за выполненное задание по 10 баллов.

    Задания для капитанов:

    С каким событием связаны следующие даты:
    1. 1237, 1240, 1378, 1380, 1382. 1480 (иго м-т)
    2. 1497, 1550, 1581, 1597, 1649 (закрепощение крестьян)
    3. 988, 1051, 1448, 1551,1589, 1653 (церковь)
    4. 1240, 1242, 1410 (крестоносцы)
    5. 1648, 1650, 1662 (городские восстания)
    6. 1072, 1497, 1550, 1649 (сборники законов)
    7. 1613, 1645,1676, 1682 (начало правления царей из династии Романовых)
    8. 1521, 1552, 1556,1585,1654 (расширение территории)
    9. 1558-1583, 1632-1634, 1654-1667 (войны)
    Конкурс 8. Задания для команд "Наведи порядок»

    Командам необходимо расставить предложенные события в хронологической последовательности. За это они могут получить 7 баллов.

    Наведи порядок:

    1.Иго татаро-монгол
    2.Захват князем Олега Киева
    3.Невская битва
    4.Создание древнерусского государства Киевская Русь
    5.Куликовская битва
    6.Судебник Ивана III
    7.Опричнина (4-2-3-1-5-6-7)
    Конкурс 9. «Это было…»
    Командам раздаются отпечатанные листы. Им необходимо определить, о каких исторических событиях идет речь в приведенных ниже отрывках, и когда они происходили. За каждый верный ответ – 1 балл. За неполный ответ – 0,5-0,25 балла.

    1. «Рано утром в конце ноября этого страшного года тревожно зазвенел вечевой колокол. Он звонил упорно, настойчиво, своим звоном поднимал горожан, призывая идти не мешкая на площадь перед собором святой Софии. Все собрались на холме, с которого открывался вид на далекие просторы степей. Там вдалеке, откуда восходит солнце, виднелись черные дымки. «Что это, камыши горят?»- спрашивали одни. «Нет, это татары греются у костров», - отвечали другие. (Киев, взят и разрушен монголо-татарами, 1240)

    2.«Для поляков наступили тяжелые времена. Ударили крепкие морозы. Солдаты и конница мерзли. Фуражиры, посылаемые за продовольствием, или возвращались с пустыми руками, или гибли в деревнях под Изборском, и на Литовском шляху, и на Порховском проселке. Поднималась народная война. А у Старицы стояла лагерем трехтысячная русская армия, ожидая царского приказа. Но царь медлил. Он в раздражении ходил по хоромам Александровской слободы. К нему боялись подступиться. Накануне, 9 ноября, здесь произошло несчастье. Царь нечаянно убил сына.» (Иван Грозный, времена Ливонской войны, которую вела Россия против польских войск)

    3.В субботу пятого апреля
    Сырой рассветною порой
    Передовые рассмотрели
    Идущих немцев темный строй.
    На шапках – перья птиц веселых,
    На шлемах – конские хвосты,
    Над ними на древках тяжелых
    Качались черные кресты…
    Под нами лед, над нами небо,
    За нами наши города,
    Ни леса, ни земли, ни хлеба
    Не взять им больше никогда. ( Ледовое побоище, 5.04.1242)

    4. « А крестьянин уходить из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня и неделю после Юрьева дня. Дворы пожилое платят в полях за двор рубль, а в лесах полтина. А который крестьянин поживет кем год да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет…полдвора платит, а три года поживет…платит три четверти двора, а четыре года поживет, и он весь двор платит».(Начало закрепощения, Судебник Ивана III , 1497)

     5.«И сошлись оба войска и было на…сражение великое, и победили поганые татары половцев, и князей русских, и пала русская сила… Это был первый выход татарский на Русь». (Битва на Калке, 1223)

    6.«…зачем губили русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей». (1097, съезд князей в Любиче, который официально оформил период раздробленности
     
    Конкурс 10. «Псевдоним»

    Задание выполняет 1 из членов команды. Ему необходимо вспомнить и написать имена правителей, получивших приведенные ниже исторические псевдонимы, объяснить, за что они их получили, указать годы их правления.
    За полный ответ – 4 балла.

                                                   
    1 команда2 команда
    ДолгорукийЮрийВещийОлег
    МономахВладимирТемныйВасилий II
    КосойВасилий ЮрьевичКалитаИван I
    Красное солнышкоВладимир Святополк
    Итого   
    Конкурс 11. «Четвертый лишний»
    Оставшиеся без задания члены команд, используя карточки с цифрами 1, 2,3,4, из предложенного учителем перечня понятий, имен, произведений искусства определяют лишнее и устно объясняют, почему так считают..
    За каждый правильный ответ – 1 балл.

    1. Ярлык – баскак – дань – полюдье
    2. Повесть временных лет – Задонщина – Сказание о Мамаевом побоище
    3. Золотые ворота – Софийский собор – Грановитая палата
    4. Мед – пушнина – пенька – пряности
    5. Василий Грязной - Малюта Скуратов - Алексей Басманов - Иван Висковатый
    6. "Золотые ворота» - Открытие Академии наук – Строительство храмов св.Софии в Киеве и Новгороде.
    Таблица результатов игры

                                                                                                             
    КонкурсыБаллы
    Команда №1Команда №2
    1  
    2  
    3  
    4  
    5  
    6  
    7  
    8  
    9  
    10  
    11  
    Итого  
    Яндекс.Метрика